Сказка о Мечте

26 дек. 2007 г.

Сказка о Мечте

Жили-были три брата. Сызмальства привыкшие к труду и взаимопомощи, жили они дружно, а вместе и работа спорилась, и отдыхалось веселее. Как-то за вечерней беседой заговорили братья о Мечте.
– Нельзя человеку без Мечты, – говорил Старший. – Мечта – это опора. Она крылья даёт, она сил прибавляет, она помогает жить.
– Мечта – это маяк, – отвечал Средний. – с ней не заблудишься в жизни, она всегда путь укажет.
– Не согласен, – горячился Старший. – Мечта – как вера. Есть она у тебя – куда хочешь иди, всё будет в радость.
– Как же идти, не видя пути? – Средний был более рассудителен. – Мечта, скорее, как надежда, ведь, не имея цели, и вера бывает слепа!
– А я думаю, – молвил Младший, опустив глаза, – что Мечта – это спасение. Без неё засохнет Душа, как росток в пустыне.
– Мечта должна быть высокой, – говорил Старший. – Чем выше Мечта, тем больше сил идущему она придаёт. Я, например, мечтаю сделать людей счастливыми. Что может быть выше и радостнее?
– Мечта должна быть достижимой, – возражал Средний. – Говорят, чтобы жизнь прошла не напрасно, нужно построить дом, посадить дерево и вырастить сына. Это и есть моя Мечта.
– Ну, а ты что молчишь, братишка? – они повернулись к Младшему.
– А я мечтаю о Совершенстве, – всё так же, не поднимая глаз, тихо произнёс тот. – Я мечтаю быть мастером и помогать другим стать мастерами, потому что мастерство умирает, оставаясь в одном человеке.

После недолгого молчания Средний сказал:
– А что, братья, не пора ли нам отправиться навстречу своей Мечте?
– Пора! – горячо ответил Старший.
– Пора, – выдохнул Младший.
– Тогда решено. Завтра – в путь!
… Долго шли братья по родной земле. И остановились они однажды у развилки трёх дорог.
– Не случаен этот знак свыше, – молвил Старший. – Раз Мечта у каждого из нас своя, значит, суждено нам каждому своей дорогой идти.
– Согласен, – отвечал Средний. – Однако, смеркается. Заночуем здесь, а до утра и подумаем, кому какой дорогой отправляться.

Ночью всем троим приснился один и тот же сон. Снилось им, что подошёл к их стоянке древний-древний старик, седой, как снег, в длинных белых одеждах.
"Ведомы мне мечты ваши, – сказал Старец. – Высоки они. Да только окрепнуть они должны, прежде чем станут для вас тем, чем вы их считаете. Много испытаний ждёт вас, но одно из них – главное. Каждому из вас предстоит узнать в лицо свою Мечту, распознать среди многих других. И здесь лежит ваш пробный камень. Узнаете – получите в руки ключ, повернув который, сможете открыть заветную дверь к своему счастью. Не узнаете – не обессудьте, потеряете свою Мечту навсегда. Не спешите идти вперёд, подумайте. Хорошо ли знаете то, к чему идёте? Готовы ли вы лишиться своей Мечты в случае неудачи? Эта ночь и этот перекрёсток – рубеж вашего Нового Пути. За ним дороги назад уже не будет. Думайте, решайте!"

… Проснувшись, братья долго молча сидели у догоревшего костра. Каждый думал о своём, но все думали об одном и том же. Сомнения терзали душу Старшего.
"Как же я смогу узнать свою Мечту? Ведь у каждого человека своё счастье, и у каждого счастья – своё лицо. Значит, и Мечта моя так же многолика, как Счастье людское. Но если из тысяч лиц я не узнаю единственного, моя Мечта навсегда покинет меня? Моя вера, моя опора… Нет, уж лучше вернуться, пусть она останется недостижимой, но она будет жить и согревать мою душу, как далёкое Солнце!"
Средний думал иначе.
"Моя Мечта проста и понятна – разве можно не узнать её? Она, моя звезда, моя надежда, светит мне факелом путеводным, разве можно пройти мимо неё? Нет, я иду вперёд, следуя её зову, и никто не сможет меня остановить!"
"На всё Воля Божья! – думал между тем Младший. – Пусть я ещё не знаю, как выглядит моя Мечта, но ради возможности Её воплощения я готов рискнуть потерять не только Её, но даже и жизнь свою, потому что она важнее моей жизни. Видит Бог, не ради овладения Ею вышел я в путь, но ради служения Ей, как чему-то Великому и Вечному. И если я Её не узнаю – не Она умрёт для меня, но я умру для Неё, а это – невелика потеря."

… Первым нарушил молчание Старший. Когда он заговорил, братья даже не сразу узнали его – так постарел он за это утро. Глядя сквозь них невидящим взором, ронял брат слова, будто пудовые гири.
– Не могу я дальше идти, братцы. Хотите – судите, хотите – нет, не в силах я буду пережить потерю, если вдруг её не узнаю. Никогда не прощу себе этого. Так что не поминайте лихом!
Повернулся старший брат и, не попрощавшись, пустился в обратный путь.
– Я уважаю твой выбор, брат, – сказал ему вдогонку Средний. – Немало мужества нужно, чтобы трезво оценить свои силы и отказаться от дальнейшей борьбы, понимая неизбежность поражения. Тяжёл будет груз, что ты на себя взвалил – жить с мечтой, сознавая невозможность её осуществления. Благослови тебя Бог! Ну, а мне, как среднему брату, знать, суждена средняя дорога.
– Я направо пойду, – отозвался Младший. – И, если не увидимся боле – прости и прощай!
Обнялись братья на прощание и пошли каждый своим путём.

… Много лет прошло с тех пор. И как разошлись тогда братья каждый своей дорогой, так больше и не встречались.» – закончил Старый Мастер свой неторопливый расказ.
Ученики какое-то время молчали, потом заговорили наперебой.
– А что же было потом?
– Почему они больше не встретились?
– Это и вправду было, или вы всё придумали?
– Как сложилась потом судьба братьев – про то мне не ведомо. А сказка то или быль – думайте как хотите.
– А что стало с Младшим? – спросил вихрастый белобрысый паренёк с ясными голубыми глазами. – Я, как и он, мечтаю передавать людям свои знания. Когда они будут, конечно, – тут же добавил он, смутившись.
Старик встал, пряча в усах улыбку.
– Ну всё, воробьи! Пора расходиться – поздно уже!
Когда стих шум многочисленных голосов и просторная горница опустела, Мастер долго сидел, подперев руками кудлатую седую голову и неотрывно глядя на пламя свечи. Яркие огоньки плясали в глазах, и воспоминания лёгкими крыльями трепетали у его лица.
– Почему ты не сказал им правду? – негромкий голос прозвучал за спиной Мастера, заставив вздрогнуть и мгновенно вернув его к реальности.
Мастер обернулся. Старец совсем не изменился, и, хотя с момента их встречи в далёком сне прошло много лет, узнать его не составило труда.
– Ты не хотел их расстраивать рассказом о судьбе братьев?
– Это была бы грустная сказка, – вздохнув, ответил Мастер.
– Но разве твоя Мечта не сбылась? Разве есть равный тебе в твоём мастерстве во всей округе? Разве нет у тебя достойных учеников, которые переняли не только твоё умение, но и твоё отношение к жизни и тягу к служению Мечте?
– Но ты говорил об Испытании, через которое я должен был пройти, узнав свою Мечту в лицо. Почему я его так и не дождался?
– Сынок! – Старец подошёл к Мастеру и обнял его за плечи. – Вспомни ещё раз ту ночь у развилки. Это и было ваше Испытание, и каждый из вас вышел из него по-своему. Старший так и не понял, что никто не может сделать человека счастливым, кроме него самого. Каждый человек – творец своего счастья, и пока Старший это не осознает, он так и будет жить со своей неосуществлённой мечтой.
– А средний брат? У него есть дом, сад, семья. Разве его мечта не сбылась?
– Среднему сложнее. Он не узнал своей надежды, своей сокровенной Мечты, загнав её в тесный и пыльный круг своего домашнего очага. Когда-то давно его юношеское сердце откликнулось на древнюю мудрость, но холодный ум по-своему истолковал её смысл. А ведь «построить дом» – значит обрести духовную опору, твёрдую жизненную позицию, неподвластную бурям и ураганам. «Посадить дерево» – значит посеять в людях семена добра, бережно хранимые в твоём сердце, а «вырастить сына» означает передать свой опыт другим, подобно детям, тянущимся к твоему свету. Твой брат замкнулся в маленьком мирке своих собственных иллюзий и потерял свою Мечту, которая могла быть не менее высокой, чем ваши.
– Но ведь он счастлив в своём мирке?
– По крайней мере, он считал так, когда вы виделись в последний раз. А сейчас… Не хочу тебя расстраивать, – рассмеялся Старец.
– Но чем же я лучше их? Чем заслужил я честь исполнения своей Мечты?
– Ты прошёл своё главное испытание в то же утро у развилки дорог. Ты понял тогда, что не мечта служит человеку, а человек – мечте. А поняв это, ты всю жизнь подчинил этому служению. Твою Мечту можно назвать одним словом – Любовь. Не к конкретному человеку, а Любовь к Совершенству, к Красоте, Любовь к людям. И служение такой Любви – Великое Служение. Потому ты и указал своим ученикам путь к счастью – чего не достиг старший брат, посеял семена и взрастил плоды – от чего уклонился средний, и прикоснулся к Совершенству, о чём сам мечтал когда-то. Больше мне нечего сказать тебе. Ты нашёл свою дорогу. Иди же по ней, и да пребудет на тебе Благословение Господне!
С этими словами Старец поклонился и исчез.

Мастер подошёл к окну, глянул на небо, усыпанное крупными, яркими звёздами, и почудилось ему, что сквозь россыпи звёзд проступает Лик такой неземной красоты, что перехватило дыхание у Старого Мастера и слёзы выступили на глазах.
«Так вот ты какая, моя Мечта! – пронеслась стремительная мысль. – Господи, да уже ради этого стоило жить!»
Долго ещё стоял Мастер, глядя на розовеющее небо, и звёзды плавились в его глазах, навсегда запечатлевших Лик Исполнившейся Мечты.

Виктор Тузлуков